О качестве изразцов – заблуждения и реальность
Построить дом с изразцовой печью – моя давнишняя мечта. И вот она начала сбываться. Все было сделано по правилам – печь изначально заложена в проект, проведено множество консультаций с печниками, строителями, дизайнерами. В итоге, по финансовым соображениям, решили отказаться от авторских амбиций в экстерьере печи и воспользоваться готовым проектом. Подошло время покупать изразцы. Любому человеку хочется быть уверенным в качестве приобретаемой продукции. А тем более застройщику. Деньги ведь немалые. Поэтому я с головой окунулся в интернет в поисках критериев хорошей изразцовой плитки. Информации – море. Отобрав солидные сайты, с большими и подробными обзорами, тщательно изучил теорию. Через несколько дней я точно знал, какие «каверзные» вопросы буду задавать продавцу, и на что буду обращать внимание. Но прежде мне повезло встретиться с технологом по производству изразцов, и я показал ему свой список критериев качественной плитки. Специалист с многолетним стажем и доскональным знанием теории и практики, разнес вынесенные мною из интернета познания в пух и прах. Думаю, что многим, кто интересуется облицовкой каминов или печей изразцами и кому предстоит покупка изразцов, данная информация будет полезной. Я привожу наиболее часто встречающиеся заблуждения. Итак. Изразцы считаются более прочными и с более точной геометрией, полученные методом прессования. Метод прессования не используется при изготовлении изразцов - прессование это фабричный способ изготовления облицовочной плитки. В основном, именно метод набивки используется при изготовлении изразцов, и они имеют название "набивные", а не прессованные. Нарушение геометрии всегда происходит при ручном изготовлении изразцов в той или иной степени, причем, при изготовлении любым способом. Но это тоже не брак, а своего рода фишка, позволяющая глазурованным поверхностям по-разному отражать свет и за счет этого получать дополнительную декоративность. На монтаже это нивелируется грамотной укладкой и в итоге получается объект ручной работы с изумительными декоративными свойствами, а не санузел в кафеле. Литье, как правило, используется для изготовления облицовочной плитки «под изразец». Литьевой метод используется при изготовлении сложных крупноформатных элементов для снижения их веса и ни в коем случае не влияет на качество самого изделия. Более того, нет более прочного, с точки зрения "жизни" в историческом периоде, изделия, чем фарфоровые изразцы, которые изготавливаются исключительно методом литья. Фарфоровые изразцы - это высший пилотаж, одни из самых дорогих и самых долгоживущих. Тусклый блеск на лицевой поверхности изразцов, небольшие и, пока еще, еле заметные трещины свидетельствуют о том, что изразцы обжигались недостаточно. Микро-трещины на глазури называются цек, они связаны с КТР глазури и черепка и, в случае с изразцами для внутренней отделки, ни в коем случае не влияют на долговечность изделия. Цек важен только для фасадной керамики, но никак не для печной или каминной. Кроме того, цек является очень известным приемом в декорировании для придания плитке эффекта старины. Поэтому говорить, что цек признак брака, как минимум, некорректно Чем больше пор и чем они крупнее, тем качество керамики хуже. Поры на черепке для печных и каминных изразцов влияют на их долговечность очень условно. Да, недожженный черепок живет меньше, больше подвержен разрушению. Но это должен быть очень серьезный недожог, который определяется не видом "пор", а поливом водой, звуком и цветом черепка. Моментальное впитывание воды, оттенок черепка (у каждой глины свой) и глухой звук может свидетельствовать о недожоге, а может и не свидетельствовать. В любом случае покупатель не определит это никак. Если все же говорить о качестве изразца, то в первую очередь, это точный проработанный рельеф на лицевой пластине. Это тонкая качественная живопись, причем даже в таких изображениях, где требуется некоторая упрощенность, типа русского лубка. Это глянец глазури (опять же, если не стояла задача сделать матирование), это насыщенный цвет (если не стояла задача его приглушить). Вообще, все это настолько близко к искусству, что критерии качества весьма размыты. Конечно, не должно быть трещин в черепке и сколов глазури, но этим и исчерпывается список брака. Все остальное может быть творческим замыслом, особенностями технологии, требованием для конкретного объекта и т.д. А чтобы обезопасить себя от некачественной продукции, лучше поинтересоваться историей деятельности компании-производителя, ее работами и отзывами клиентов. Свиридов Алексей, Череповец
Отзывы и комментарии