В первый раз в первый класс. Как правильно настроить ребёнка?

Только вчера ваш ребёнок был малышом, излучающим радость. Или, как утверждают психологи, жил в периоде беззаботного сангвинистического темперамента. И вся жизнь для него — игра. Бесконечность. Бессмертие. А под рукой всегда те, кто поймёт, поможет, уладит: мамочка, папочка, бабушка, дедушка, няня.

Завтра он уже — школьник. И это не просто сменил здание детского сада на здание школы. Это вошёл в другую — сориентированную на социальные ценности — жизнь. И всё в этой жизни — ответственность, дисциплина, усердие, способность делиться с соседом — или соседкой — по парте, превратить неудачу в победу… Словом, всё в этой новой жизни потребует от нашего малыша непростого — подчас драматичного — напряжения.

И тем более драматичного, что сама наша жизнь, как говорят духовные практики, «вошла в стадию финиша». То есть переживает крушение всех своих организмов. Рушатся экономики, общества, ценности. Человечество напрочь теряет былую уверенность в том, что хорошо, а что плохо. Сама природа, вразумляя его, разражается невиданными катаклизмами: наводнения, пожары, землетрясения, ураганы, болезни, таянье арктических ледников, бесконечные локальные катастрофы. Войны, террор, жестокость, агрессия, ненависть.

В таком мире человеку не на что опереться. Только на самого себя. Задача — неразрешимая для детских душевных сил. И, конечно, любящему родителю самое время всерьёз подумать, чем можно помочь своему малышу.

На простые решения в таком архисложном деле даже не стоит надеяться. Попробуем выделить наиболее уязвимую точку детской психики — страх.

О детских страхах психологическая наука написала тьмы фолиантов, провела миллион исследований, создала тысячи самых разных теорий. Страх — наиболее мощный фактор в становлении личности. Самый коварный враг творчества. И, даже если ребёнок растёт в нормальной семье, но родители имели привычку время от времени укорять его: «ты глупый», «ты неумёха», «ты просто неисправимый лгун», «у тебя не руки, а крюки», то даже такие, вроде, невинные фразы, породили в душе ребёнка чувство ущербности, страх перед любым самостоятельным поступком, неуверенность в собственных силах. Такая личность, утверждают психологи, способна реализовать себя не более, чем на 10%.

Вы желаете подобной участи своему малышу? Нет?! Тогда за работу! Начинаем — с себя.

Один на один с собой, лучше ночью — реалистично и вдумчиво — пролистайте жизнь своего ребёнка. От первого крика при родах (каким он был этот крик: победительно-торжествующий или похожий на слабый стон?) до вот этого вечера, когда, пожелав вам спокойной ночи, ваш малыш — радостно побежал? уныло поплёлся? — к своей постели.

Постарайтесь и вспомните всё! Как развивался ребёнок, чем болел, как учился читать, робкий он или забияка, смышленый или не очень, увлечённо играет с ровесниками или любит тихие одинокие игры. Вспоминайте. Оценивайте. Анализируйте. Не жалейте усилий. Расширьте эту работу. Грамотно изучите гороскоп своего малыша. Особенно редкостный — египетский — гороскоп, освещающий тёмную сторону личности. Взвесьте слабые и сильные стороны своего любимого чада. Обдумайте их без сюсюканья, трезво, реально, строго. Не бойтесь признать собственные ошибки и их последствия. Проследите логику в развитии характера своего ребёнка. Выделите его уязвимые точки.

Увидьте в своём малыше не игрушку, не спасение от одиночества, а — личность. Уникальное произведение природы. Отдельный от вас человеческий феномен. Из которого ни вы, ни будущий педагог не имеете права лепить дубликат своей личности. Тем более делать это — насильно. Подавляя внутренний мир ребёнка.

Проделав эту работу, прикинем тактику своих воспитательных мер. Сведётся она к одному: укрепить чувство собственного достоинства ребёнка и бесстрашия перед жизнью. Возможностей в этой работе — тьма.

Можно начать с простого. За вечерним чаем или прогулкой с любимым псом расскажите ребёнку о собственной школе. О первой учительнице. О первой своей неудаче или победе. Внедряйте в сознание малыша модель человеческих качеств, побеждающих большие и маленькие неудачи. Но! Не будьте навязчивы и многословны. Помните: ваш ребёнок умён и чуток. Не превращайте воспоминания в нравоучения. Наоборот! Вспоминайте себя ребёнком, погружайтесь с сыном или дочуркой в этот общий для вас — детский мир.

А можно ещё в ближайшее воскресенье пригласить малыша посетить его школу. Сделайте это! Покажите ребёнку будущий класс. Туалет. Объясните правила школьной жизни. Вспомните своих школьных друзей. Как они выручали вас. И как вы выручали их. Скажите доброе слово о школьной — пожизненной — дружбе. Заодно посоветуйтесь с будущим первоклассником, какой ранец, тетради, ручки он хотел бы купить. Пойдите с ним в магазин и вместе купите это богатство. Помните! В этих прогулках, покупках, общении с вами ребёнок должен усвоить две вещи. Труднейшие для психики малыша: о свободе личного мнения и границах личной свободы.

Ещё один важный момент: помогите ребёнку выбрать героя. Причём не героя американских фильмов, ублюдка, вооружённого до зубов. Возьмите, к примеру, Данилу из сказок Бажова. С его совестливостью, любовью к родному краю и любимому ремеслу… Почитайте ребёнку другие хорошие книги. Взволнуйте его впечатлительность. Разбередите мечты. Бросьте в сердце искру отваги. Хороший герой — великая помощь в созревании лучших душевных сил человека.

И — самое важное. Грянет первое сентября, ребёнок вскинет на плечи купленный с вами ранец, похлопайте его по плечу, улыбнитесь, скажите простые слова: «Я верю в тебя! Вперёд, мой герой!»

И пусть вот эта минута искренней веры в ребёнка останется между вами пожизненным ориентиром!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: