Правда ли, что школьники, соблюдающие режим сна и отдыха, лучше учатся?

Настало время, когда нашим деткам приходится сменить сплошной отдых на напряжённую учёбу. Как сделать этот переход менее болезненным? Как сделать так, чтобы дети меньше уставали и лучше учились?

Конечно, можно всё пустить на самотёк и предоставить школе. Но ведь большую часть суток дети находятся в семье, и дело взрослых — проявить к ним внимание и заботу, правильно организовать режим выполнения домашних заданий, отдыха, питания и сна. Ведь от того, как правильно организован режим дня школьника, особенно в младших классах, зависят состояние его здоровья, физическое развитие, работоспособность и, главное, успеваемость в школе.

Особенно важен распорядок отдыха и сна. От невыспавшихся, уставших детей трудно ждать успехов в учёбе. А при выполнении, в определённой последовательности и в одно и то же время, элементов режима дня у детей в центральной нервной системе создаются устойчивые связи, возникают наилучшие условия для облегченного перехода от одного вида деятельности к другому с наименьшей затратой энергии.

Рационально организованный режим дня школьника предусматривает: правильное чередование труда и отдыха; регулярное питание; сон определённой продолжительности с соблюдением времени подъёма и отхода ко сну; определённое время для физзарядки и личной гигиены; определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Начинать готовить уроки сразу после школы нецелесообразно, так как ребёнок устал. Лучше ему отдохнуть 2−3 часа на открытом воздухе. При выполнении домашних заданий режим лучше поддерживать, как в школе: 40−45 минут занятия, 10 минут — перерыв. При этом ребёнка не надо отвлекать посторонними поручениями, иначе он будет заниматься дольше и сильнее устанет.

Великим русским учёным И. М. Сеченовым было доказано, что полный покой — не самый лучший отдых. А лучшим отдыхом является смена деятельности, то есть активный отдых, когда одни нейроны мозга отдыхают, а другие в это время работают. Во время отдыха нервные клетки отдыхают и восстанавливаются, а длительное напряжение истощает их. Лучше всего, когда напряжённая умственная работа сменяется физическими нагрузками на свежем воздухе.

В последнее время появилось много публикаций, посвящённых ухудшению состояния здоровья школьников. По данным массовых обследований, не более 15% выпускников московских школ можно считать здоровыми. Конечно, одной из существенных причин этого является перегрузка школьников предметами, вводимыми из политических соображений, а также постоянное реформирование школы, сбивающее с толку учителей и учеников. Но не менее важной причиной является неправильный распорядок дня, особенно распорядок сна и отдыха.

У человеческого организма есть одна особенность. Он стремится соблюдать своё внутреннее расписание — биологический ритм. Сколько бы человек ни съел за обедом, ко времени ужина он обязательно проголодается. Когда бы он ни лёг спать, он не выспится, если не проспит определённое количество часов. И так далее. Именно поэтому важно, особенно для младших школьников, установить чёткий режим дня и точно его соблюдать.

Чёткое выполнение, хотя бы в течение нескольких недель, заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет выработать у школьника динамический стереотип поведения, который затем облегчает учёбу и делает её более успешной. Соблюдение режима дня вырабатывает у ребёнка привычку к порядку, дисциплине, воспитывает чувство ответственности за усвоение учебного материала и выполнение домашних заданий. Он начинает дорожить своим временем, приобретает навыки систематического труда.

Если ребёнок привык вовремя ложиться спать и вставать, он тем самым обеспечил себе бодрость, хорошую работоспособность на весь день. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает объяснения учителей, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашние задания. У детей, приученных принимать пищу в одно и то же время, вырабатывается условный рефлекс, и организм усваивает пищу наилучшим образом. Приучать школьника к режиму дня надо с первого года обучения. В этом возрасте его легче приучить к организованности и порядку.

После того как ребёнок пошёл в школу, он не должен жить в том же ритме, что и его родители. У него должен быть собственный распорядок дня. Особенно важна продолжительность сна. У ребёнка она больше, чем у взрослых. Так, дети в возрасте 8−9 лет должны спать 10,5−11 часов, от 10 до 11 лет — 10 часов, от 12 до 15 лет — 9 часов и только после 15 лет — как взрослые, 8−8,5 часов. Вставать ребёнку лучше всего в 7 часов, а ложиться спать в 20.30−23.00, для старших — в 22 часа, но не позднее 22.30. Перед сном занятия должны быть спокойные, нужно проветрить помещение или спать с открытой форточкой. Лучшая температура воздуха для сна ребёнка 16−18 градусов. При открытой форточке кровать должна быть отодвинута на расстояние не менее 2 м от окна.

Дорогие родители! Успехи ваших детей зависят не только от них самих, но и от вас, особенно в младших классах. Не напрягайте и не ругайте детей зря, а лучше помогите им в трудный период их жизни (не подменяя их), и тогда у вас всегда будет повод ими гордиться. Если ребёнок что-то сделал не так, он чаще всего не виноват. Помогите ему понять, в чём дело, и в ответ вы получите лучезарную улыбку и объятия. И не забывайте похвалить ребёнка, когда он этого заслуживает.

В общем, принципы такие: похвалить за успехи и помочь, если что-то у вашего чада не получается. Все дети — гении, а если они что-то не так сделали, значит, им плохо это объяснили. И крепкого здоровья, удачи и успехов вам и вашим детям!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: