У кого были «лисий хвост и волчья пасть»?

После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года в Петербурге поднялась невероятная паника. Царь склонен был учредить следственную комиссию, ввести диктатуру. Военный министр Д. А. Милютин предложил на пост диктатора генерала М. Т. Лорис-Меликова.

12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия. Ее действительно возглавил генерал граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов, отличившийся на Кавказе в Русско-турецкой войне 1877−1878 годов, истребивший чуму в Астрахани и в Поволжье и сумевший навести порядок в Харьковском генерал-губернаторстве. Он стал «полуимператором», он мог принимать любые меры, которые признает необходимыми для укрепления государственного порядка, стал руководителем 3-го отделения, ему подчинялись все генерал-губернаторы.

Генерал хотел решить две задачи: репрессиями ослабить революционное движение и продолжением реформ 60−70-х годов удовлетворить требования либералов, не посягая на самодержавие. За 14 месяцев его диктаторства было проведено множество судебных процессов, ужесточен террор. Наконец, он мог доложить царю, что с февраля 1880 по январь 1881 года не произошло ни одного покушения, ослабело массовое антиправительственное движение.

Вместе с тем Лорис-Меликов прекратил деятельность Распорядительной комиссии, уничтожил пресловутое 3-е отделение, передав его функции Департаменту полиции, сам же стал министром внутренних дел. Под Пасху он уволил министра просвещения реакционера Д. А. Толстого, что дало повод шутникам, встречаясь на Пасху, вместо приветствия «Христос воскрес!» говорить «Толстой уволен! Воистину уволен!»

На места были посланы сенатские комиссии по выявлению недовольства сельского населения. Генерал встречался с редакторами ведущих газет, с представителями городского самоуправления, с учащейся молодежью, и даже ввел сто именных студенческих стипендий. Либералы назвали политику Лорис-Меликова «диктатурой сердца», а его самого «бархатным диктатором». Своему бывшему генерал-губернатору богачи-харьковчане соорудили триумфальную арку с надписью: «Победителю Карса, чумы и всех сердец».

Народник, известный публицист Н. К. Михайловский такую диктатуру лавирования определил хлестко: «Лисий хвост — волчья пасть». По рукам ходила его эпиграмма:

Мягко стелет — жестко спать: Лорис-Меликовым звать. Сразу после прошедшего юбилея в честь 25-летия вступления царя на престол Лорис-Меликов подвергся нападению. Стрелявший в него промахнулся, а на допросе заявил, что диктатор вскоре будет убит.

В конце января 1881 года диктатор представил царю проект реформ, который был окрещен «Конституцией Лорис-Меликова». Предполагалось создать «временные комиссии» по административным и финансовым вопросам из чиновников и представителей земств при Государственном совете. Они должны были выработать проект преобразований губернского управления, пересмотра земского и городского положений, законопроектов по отдельным экономическим и финансовым проблемам.

Прочитав проект, царь воскликнул: «Да это Генеральные Штаты!» — но проект одобрил. Утром 1 марта 1881 года, за несколько часов до гибели, Александр назначил обсуждение намечаемых реформ на заседании правительства 4 марта.

Журналист-консерватор М. Н. Катков дал Лорис-Меликову кличку «диктатор сердца», которую генерал считал не оскорблением, а похвалой за его труды и даже высказал пожелание, чтобы эти слова стали бы для него эпитафией.

О роли клея в жизни героя рассказывается в статье «Какую роль клей сыграл в судьбе М. Т. Лорис-Меликова?»




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: