Как снимали «Искателей потерянного ковчега»? Часть 2
Съемки «Искателей» велись в бешеном режиме. Сам Спилберг позже шутил: «На этом фильме я понял разницу между любовью и симпатией. Если снятая сцена мне нравилась, я отправлял ее в печать. А не переснимал еще 17 раз, чтобы получить идеальный вариант».
В течение 6 недель в Англии режиссер отснял весь материал по Каиру, а также полностью начальную сцену в перуанском заброшенном храме. Затем он приступил к сцене в Колодце душ, где по сюжету хранится ковчег. По замыслу, весь пол Колодца должен был быть покрыт змеями. И, несмотря на то, что у Спилберга в наличии уже было 2000 особей, ему показалось этого мало. В итоге съемки приостановили на день, чтобы дождаться, пока из Дании прибудут еще 4500 кобр и гремучих змей.
Потом выяснилось, что все объемы противоядия уже 2 года как просрочены, поэтому пришлось снова отдохнуть, в ожидании когда прибудет свежая партия. Наконец, всё устаканилось и съемочная группа была готова продолжить работу. Тут на площадку случайно забрела дочь Стэнли Кубрика Вивиан, которая навещала отца на съемках «Сияния» и, судя по слухам, именно она, увидав всех этих пресмыкающихся, позвонила в Королевское общество защиты животных. Остаток дня пришлось вести переговоры с их представителями и уверять в том, что с животными обращаются хорошо.
Учитывая обеспокоенность Карен Аллен, момент съемок сцены, в которой она прокладывает себе путь сквозь змеиные «заросли», откладывали под самый конец. «И хотя меня ни разу не укусили, — вспоминает актриса, — одного из наших все-таки цапнули, так что, если я чувствовала, что вот-вот стану жертвой, я покидала кадр сразу же, без колебаний». Участие дублеров было неизбежным, но даже они не всегда чувствовали себя в безопасности. В итоге укротителю змей Стиву Эджу пришлось побрить ноги и вырядиться в платье Мэрион. Сам Спилберг ни в коем разе не пытался облегчить тяжелую актерскую участь. «Я бросил змею прямо на голову Карен, потому что мне показалось, она не слишком натурально кричит, — смеется режиссер. Да, я еще разок ее поджог. И подкинул ей на ногу тарантула…»
«Да нет, врет он всё, — улыбается в ответ Аллен. Но змею на голову он мне точно подбросил. Мертвого питона. Он три дня пролежал и совсем сгнил. Я вся была в этой слизи, и помню, что чертовски разозлилась. Правда, я частично вернула должок, смахнув часть змеиных остатков прямо ему за шиворот».
Время поджимает. Змей не хватает. Но всё это цветочки по сравнению с незамутненной ничем радостью съемочного процесса в Тунисе. В конце августа 1980 вся группа переехала в пустыню Седала. Столбик температуры нередко поднимался до 40 градусов, и, по словам Пола Фримана (Белок), он никогда не видел, чтобы люди настолько выбивались из сил. Некоторые, буквально, засыпали в процессе еды и уютно посапывали, лежа во втором блюде.
Начали со сцены, в которой Форд вступает в рукопашную с могутным немецким механиком, в то время как на заднем фоне движется самолет с запущенным двигателем. На репетициях всё прошло гладко, Форду нужно было всего лишь совершить обратный кувырок. Однако перед камерами произошел казус — актер поскользнулся, и его нога попала под колесо движущегося аэроплана. Слава богу, летчик успел нажать на тормоз, иначе прощай колено. Жара сделала свое дело и резина стала совсем мягкой, так что Форд отделался легким испугом. Сам Харрисон невозмутимым тоном сказал, — «Вся съемочная труппа прореагировала именно так, как должна была прореагировать, когда главную звезду фильма переезжает самолет, а за плечами — всего лишь половина отснятого материала. Но с тех пор я стал гораздо осторожней».
Само собой, чересчур опасные для здоровья сцены доверили профессионалам. Так, следующей по списку стала сцена погони на грузовиках. Зритель видит висящим на капоте самого Форда, а вот весь рискованный трюк исполнили каскадеры. Слишком уж велика была вероятность соскользнуть вниз, прямо под колеса грузовика. Поначалу планировалось, что в самый последний момент Индиана сумеет снова забраться в кабину, но руководитель каскадеров, Гленн Рэндалл предложил другой вариант, вошедший в окончательный монтаж ленты. Тот самый, когда профессор Джонс проползает под низом движущегося автомобиля.
Чтобы увеличить простор для каскадера, Рэндалл выкопал посреди дороги неглубокую борозду. Впрочем, на скорости в 30 миль в час все равно оставался серьезный шанс, что трюк может пойти не так. «Тот самый случай, когда для ошибки просто нет свободного места, — вспоминает он. Терри Леонард, каскадер, который был настолько глуп, что согласился исполнить этот фокус, сделал это только после того, как сам Рэндалл сел за руль машины.
Последняя остановка в Тунисе. Город Кайруан. На местном рынке снимается сцена погони арабских наемников за Инди и Мэрион. К тому времени Форд приболел — у него был тяжелый приступ дизентерии. Сам Спилберг чувствовал себя в порядке. Еще бы, ведь он прихватил с собой консервированную еду. На повестке — эпизод схватки Индианы с крутым меченосцем. По идее, он должен был победить его при помощи своего кнута. Однако Форд, в результате своей болезни, то и дело отлучался «по делам», а его противник, по словам Аллен, «был весьма некомпетентен». «Парень, похоже, не сильно старался выучить все свои хореографические па с мечом, поэтому мне казалось, что ни черта не получится». В итоге Форд сам предложил Спилбергу альтернативный выход из ситуации. «Давай просто пристрелим мерзавца». И мерзавца пристрелили. Так, благодаря «звездному» расстройству желудка, кинематограф обзавелся еще одним забавным бессловесным гэгом.
Финальная часть съемочного процесса проходила на одном из Гавайских островов. Здесь Спилберг и компания запечатлели внешние виды самого первого эпизода с перуанским храмом. На горизонте уже маячит долгожданное завершение работ, поэтому этот этап прошел для всех заметно легче, чем предыдущие. Даже, несмотря на несметное количество кровососущих насекомых.
Последняя снимаемая сцена — бегство Инди от толпы разъяренных индейцев. Он бежит в направлении самолета, припаркованного посреди озера, прыгает на лиану, ныряет в воду, доплывает до самолета и залезает на борт, причем вниз головой, а ноги продолжают болтаться в воздухе. В теории всё смотрится весело и задорно. Никому в голову не пришло просчитать эффект, который произведут болтающиеся в воздухе ноги Форда на аэродинамику биплана 30-х годов. В итоге, посудина сумела взлететь метров на 10 над поверхностью озера, после чего ее развернуло в сторону леса и закинуло в ближайший непроходимый кустарник. Слава богу, никто не пострадал.
Неудержимый пыл Спилберга не прошел даром. Съемки завершились всего за 73 дня вместо отведенных 85, что гарантировало ему и Лукасу отсутствие проблем со студией. Теперь к работе приступили ребята из Industrial Light & Magic, которым предстоял рабский труд над спецэффектами. Самым сложным с этой точки зрения оказался эпизод с открытием ковчега. Один из сотрудников предложил огненные шары, другой настаивал на использовании призраков, третий хотел создать необычное световое представление. Спилберг же решил, что использует всё вместе.
Будучи транжирой в одном, в других случаях режиссер по-прежнему продолжал минимизировать затраты. Так родился еще один запоминающийся кадр фильма — эпизоды с перемещением героев по карте, обозначаемым пунктирной линией. Сценарист Каздан первоначально хотел использовать в этих заставках несколько десятков специально отснятых изображений с различных мировых локаций. Спилберг оптимизировал расходы.
Релиз «Искателей потерянного ковчега» состоялся 12 июня 1981 года. Картина попала на экраны всего лишь 1000 кинотеатров. В первый же уик-энд лента заработала 8 млн. долларов, и в результате стала самой кассовой лентой года (384 млн. долларов мировых сборов — 17-е место в списке самых успешных фильмов всех времен с учетом инфляции). Картина была номинирована на 8 Оскаров, и забрала 4 из них, правда, во второстепенных категориях — за монтаж, звук и специальные эффекты. Но зритель ведь ценит этот фильм отнюдь не за количество призов, а за неповторимую атмосферу настоящих приключений.